Горе сквернословам. Гортань их - открытый гроб. (Рим. 3, 13)
В словаре великорусского языка Даля сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное". Исчерпывающая характеристика. Даже по этому лингвистическому определению ясно, что сквернословие и - "непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное" - есть грех. В чем состоит этот грех? Когда человек говорит скверные, матерные слова, нарушая библейское: "слово гнилое да не исходит из уст ваших", он оскверня
... Читать дальше »
Священник Олег Стеняев"Ад! Где твоя победа" (Оси.13,14)
Но в тот момент, когда на кресте Господь Наш Иисус Христос воскликнул "совершилось! И, преклонив главу, предал дух" (Иоан.19, 30), дьявол потерял всякую власть над родом человеческим и его правление на земле потеряло всякую легитимность. Именно об этом и говориться в Евангелие от Иоанна: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (3, 14-15). Медный змий, взнесенный Моисеем в пустыне, своей металлической твердостью по воле Бога сковал возможность для змиев умерщвлять израильтян. Каждый, даже уже ужаленный змеею, взирая с верою на медного змия получал спасение от смерти. Христос же ни просто сковал дьявола большою цепью "и сковал его на тыся
... Читать дальше »
БЕСЕДА на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков
Пророк, изображая словом человека совершенного, который желает перейти в жизнь непоколебимую, к доблестям его причисляет и то, чтобы сребра своего не давать в лихву (Пс. 14, 5). Во многих местах Писания порицается грех сей. Иезекииль полагает в числе самых важных беззаконий брать лихву и избыток (ср.: Иез. 22, 12). Закон ясно запрещает: Да не даси брату твоему и ближнему твоему в лихву (ср.: Втор. 23, 19). В другом месте говорится: Лихва на лихву и лесть на лесть (Иер. 9, 6). А что псалом говорит о городе, который изобиловал множеством беззаконий? Не оскуде от стогн его лихва и лесть (Пс. 54, 12). И теперь Пророк отличительною чертою человеческого совершенства принял то же самое, сказав: Сребра своего не даде в лихву. В самом деле, крайне бесчеловеч
... Читать дальше »
В 80-е годы мне приходилось видеть в музее атеизма, находившемся в Киево-Псчерской Лавре, уродливые карикатуры на православное духовенство - священников изображали жадными, сребролюбивыми эксплуататорами трудового народа. Множество подобных примеров можно найти и в литературе: это и пушкинский любитель "дешевизны" персонаж "Сказки о попе и работнике его Балде", это и "жадные" поп с попадьей из "Нахаленка" М. Шолохова, которые прячут от продразверстки зерно в погребе... Духовенство есть классовый враг, - этот стереотип прочно запечатлелся в сознании послереволюционных поколений и отчасти сохранился у наших современников. <
... Читать дальше »
Диалектика смеха - диалектика перехода. Смех - способ раскрепощения, освобождения человека от пут каких-либо норм. Именно смех позволял человеку выстоять в годы репрессий. Не случайно в 1930-е годы к проблеме смеха обращается знаменитый русский мыслитель Михаил Бахтин. В те годы он подвергался преследованиям, был в ссылке. И в смехе усматривал возможность нравственного противостояния всепроникающему государству, тоталитарной власти. Посмеяться над собственным страхом - значит внутренне его победить. Смех в бахтинской интерпретации - это однозначный позитив, разрушающий действительность несвободы.
Но смех может быть и негативом человеческого существования. Противоположный полюс феноменологии смеха, ко
... Читать дальше »
Прп. Григорий Синаит (+1346) родился в 60-х годах XIII века в Малой Азии. Он получил очень хорошее по тем временам светское образование. Еще в молодости был захвачен в плен турками. Будучи выкуплен, вступил в монашество и подвизался одно время в монастыре св. Екатерины на Синае, отсюда его наименование Синаит. Однажды во время продолжительного паломничества преподобный задержался на острове Крит, где встретил отшельника старца Арсения, который рассказал ему об умной молитве , опытное знание которой было к тому времени почти повсеместно утрачено. Оказавшись позднее на Афоне Синаит, по его собственному признанию, встретил множес
... Читать дальше »
МЕТОД СВЯЩЕННОЙ МОЛИТВЫ И ВНИМАНИЯ СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА
Перевод с древнегреческого и примечания А. Г. Дунаева
Три суть образа молитвы и внимания, которыми душа возводится или низводится: возводится, пользуясь ими своевременно, а низводится, владея ими не вовремя и несмысленно. Трезвение и молитва связаны, как душа с телом: одно не существует без другого. Соединяются они двояко. Сначала трезвение противостоит греху, будучи неким передовым разведчиком, а следом молитва сразу уничтожает и истребляет связанные стражей /охранением/ постыдные помыслы, чего не может совершить одно внимание. Это дверь жизни и смерти, то есть внимание и молитва, которую если мы очищаем трезвением, то улучшаемся, если же неосторожно уменьшая /ослабевая/ ее оскверняем
... Читать дальше »
Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит «я был взбешен» или «меня это бесит»? Наверное, в большинстве случаев — просто крайнюю степень раздражения. И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение от слова «бес», в наше время это мало кого может смутить. В рецензии на новый спектакль пресса восторженно сообщает, что премьера прошла «с бешеным успехом», тинэйджеры пишут в своих сетевых дневниках, как они «классно побесились» на рок-концерте, а ветеринары делают домашним животным прививки «от бешенства». Столь безразличное отношение к употребляемым словам легко объясняется простым, но печальным фактом: к сожалению, люди сегодня очень плохо представляют себе, кто же это
... Читать дальше »